Автозапчасти и аксессуары для любых марок, для легковых, грузовых автомобилей, автобусов, новые и бывшие в употреблении. С 2000 года на протяжении деятельности в авто бизнесе наш ассортимент постоянно пополняется и обновляется. Если Вы не нашли нужную запчасть самостоятельно на сайте, это не значит, что её нет в наличии. Оставьте ONLINE запрос на запчасть мы обязательно Вам ответим и поможем. Поставим практически любую запчасть к любому транспортному средству и спецтехнике.
Мелкие проблемы чреваты крупными неприятностями. Что надо знать о системе зажигания
11.05.21 • RC0544 • 433 • 0 Сообщить об ошибкеПроблемы с системой зажигания наиболее очевидны осенью или зимой, когда в условиях повышенной влажности и низких температур появляются сложности с запуском или стабильной работой двигателя. Но и летом про нее не стоит забывать. Почему?
Хотя бы потому, что от состояния ее элементов зависят не только тягово-мощностные характеристики двигателя, но и долговечность других узлов, а в некоторых случаях даже моторесурс! Загвоздка как раз в том, что далеко не всегда проблемы с системой зажигания очевидны с самого начала.
Все взаимосвязано
Технический прогресс сказался и на конструкции системы зажигания: если еще лет 30 назад трамблер, коммутатор, высоковольтные провода были ее неизменными составляющими, то теперь моментом и длительностью подачи импульса на основании получаемых от датчиков данных заведует блок управления двигателем, а высоковольтные провода не нужны, если применяются индивидуальные катушки зажигания, напрямую подключаемые к свечам.
Но все по-прежнему взаимосвязано! Произошла потеря герметичности, попала внутрь влага, нарушился контакт по низковольтной части – и либо датчики начинают врать, либо катушки перестают работать как надо.
Если свечи подобраны неправильно или неисправны, они способны вывести из строя и катушки, и наконечники. По этой же причине, если процесс затянулся, придется менять и свечи, и наконечники (а возможно, и катушки), в противном случае уже испорченные старые детали начнут выводить из строя новые.
Пропуски зажигания, чем бы они ни были вызваны, чреваты не только потерей тяги и троением двигателя – они способны привести к повреждению лямбда-зонда и катализатора. А последний, как мы знаем по некоторым моделям моторов, "умирая", может загубить сам мотор: если осколки разрушенных сот попадут в цилиндры, это чревато задирами на их стенках. Кроме того, неисправная система или неправильно выставленный вручную угол опережения зажигания может привести к детонации, что также грозит повреждением двигателя.
Повторимся: коварность всех этих процессов в том, что зачастую на раннем этапе неисправности могут себя ничем особым не выдавать. И если опытный водитель старой закалки еще способен распознать тревожные симптомы и начать "расследование", то рядовой пользователь может продолжать ездить до тех пор, пока мелкие проблемы не перерастут в серьезные.
Лучшая защита – профилактика
Часто, особенно на старых автомобилях, проблемы по системе зажигания вызваны потерей контактов из-за попадания влаги через негерметичные уплотнения, разъемы проводов в цепи низкого напряжения. Поэтому важно убедиться, что изоляция не потеряла целостность, сами контакты чистые.
Важно, чтобы провода, разъемы, катушки также оставались чистыми. Понятно, что со временем они покрываются пылью и грязью, – ее стоит удалять.
Классика жанра – распределитель зажигания, который требует периодического контроля и обслуживания: необходимо убедиться в том, что крышка целая, герметичная, контакты чистые (скорее всего, их придется зачистить).
А ведь еще может потребоваться проверка зазоров между контактами прерывателя, возможны другие проверочные или ремонтные работы, но здесь уже следует ориентироваться на предписания руководства по обслуживанию и ремонту (далее РОР) конкретного автомобиля. Впрочем, трамблер – это уже исчезающий вид.
Если говорим о высоковольтной части, здесь также важно, чтобы изоляция свечей, проводов, наконечников не была нарушена и оставалась чистой, потому как агрессивная среда сокращает срок службы изоляции, делает ее пористой и быстрее приводит к пробою.
На возрастных автомобилях в свечных колодцах часто скапливается масло, вода, что также может спровоцировать пробой искры.
Особенно тщательно осматриваем высоковольтные провода: изоляция, колпачки, наконечники – все это не должно вызывать вопросов. Все загрязнения, особенно маслом, необходимо удалять.
Оценивать состояние проводов по их искрению в темноте – старый добрый, но слишком уж примитивный способ, который выявляет проблему на самой очевидной стадии. Если есть сомнения по поводу состояния проводов (или просто им уже несколько лет), лучше всего проверить их сопротивление – значения опять же можно найти в РОР.
При обслуживании системы зажигания стоит использовать специальные смазки. Диэлектрическая наносится на изолятор свечи и внутреннюю часть защитного колпачка, поверхность проводов, катушек зажигания – она создает защитную пленку, препятствующую пробою на корпус.
Также имеются смазки, препятствующие прикипанию свечи к резьбе колодца. Соответственно такие средства наносятся на резьбовую часть свечи, но только на нее: эти смазки как раз токопроводящие, попутно они улучшают электрический контакт, поэтому на изолятор их наносить нельзя.
А что же свечи?
Эта тема огромна сама по себе, ей можно посвятить отдельный материал, даже не один. Поэтому здесь коснемся только основных моментов.
Первое и, пожалуй, самое главное: свечи по их конструктивным особенностям, а также по калильному числу следует подбирать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
На практике продавцы подбирают нужную модель по каталогам производителей свечей, и если ошибок нет (как в каталогах, так и в процессе выбора), то это правильный путь.
Но даже правильно подобранные свечи могут оказаться неисправными или выйти из строя быстрее положенного – и это опять же способно привести к повреждению наконечников, катушек, пропускам зажигания с дальнейшими негативными последствиями.
Причины выхода из строя могут быть разными, от некачественного топлива до неисправностей двигателя.
Даже сам вид свечи может дать пищу для размышлений. Белесый цвет говорит о работе мотора на бедной смеси, черный нагар, наоборот, свидетельствует о слишком богатой смеси. Обильный нагар говорит о плохом самоочищении свечи, и здесь дело может быть как раз в неправильном подборе по калильному числу.
Если же имеются следы масла, это указывает на прорыв масла в камеру сгорания и, скорее всего, будет подтверждаться "масложором". Коричневые или оранжевые отложения говорят о наличии присадок в топливе или масле. Ну и так далее.
Даже если свечи не отходили заявленный срок службы (а интервал замены зависит от их конструкции, а также от регламента, установленного автопроизводителем), при значительных пробегах и тем более при признаках неисправности системы зажигания их следует проверить.
Наличие искры само по себе не говорит о том, что свеча исправна. Как минимум следует убедиться, что зазор между электродами соответствует предписанному. В идеале стоит проверить свечу на специальном оборудовании. Кстати, как показывает практика, порой негодными признаются даже новые свечи.
Важный нюанс, который игнорируют не только автомобилисты, но и многие мастера, – это момент, которым затягиваются свечи. Часто их банально перетягивают, что на некоторых моторах может привести не только к повреждению резьбы свечного колодка, но и к повреждению самой ГБЦ.
Но даже если мотор выдерживает перетяжку, страдать могут сами свечи. Выход? Закручивать свечи с использованием динамометрического ключа. Без него – действовать по инструкции автопроизводителя в РОР или РЭ либо по инструкции производителя свечей.
От простого к сложному
Как проверять систему зажигания при наличии подозрений на ее неисправность, зависит от ее конструктивных особенностей. Одно дело старый мотор с трамблером, коммутатором, высоковольтными проводами, где обычно все делается по старой методике, и несколько другое – современный двигатель, где даже вынуть свечи порой целая история и куда быстрее и точнее удается определить причину по чтению ошибок и анализу сигналов.
С другой стороны, не все народные методы проверки на современных автомобилях будут уместны и останутся без последствий. Скажем, скинул фишку с катушки в момент работы мотора – блок тут же напишет ошибку, которая будет потом сбивать с толку диагноста.
Но, как мы написали в самом начале, принцип взаимосвязей остается одинаковым, поэтому, зная принципы работы системы в зависимости от ее конструкции и наличия оборудования, соблюдая принцип от простого с сложному, можно использовать те или иные методы ее проверки.
Если говорим про относительно простой двигатель и рядового автомобилиста, то что он может сделать, если двигатель, скажем, "затроил"? Как минимум определить, по какому цилиндру имеется проблема, проверить, насколько надежны разъемы в цепи низкого напряжения, нет ли пробоя по тем же высоковольтным проводам.
Подробнее не будем: кто в теме, и так знает принцип проверки, кто не в теме – пусть лучше читает мануал или обращается к специалистам от греха подальше. Ведь по незнанию можно и бед наделать.